Поцелуй Густава Климта

 

Поцелуй Густава Климта

Густав КлимтВероятно, даже в самых смелых мечтах юный художник Густав Климт не мог представить, что наступит время, когда его работы окажутся предметом горячих споров, а имя станет синонимом скандала. Тем не менее, такой момент настал: создавалось впечатление, будто все австрийское общество начала XX века разделилось на два враждующих лагеря.
Представители одного из них искренне восхищались его творениями, считая их изысканный эротизм вершиной художественного мастерства, а талант живописца — благословлением неба. Другие видели в нем дитя порока, ссылаясь на работы, созданные Климтом по заказу Венского университета, которые вызвали волну негодования и были отвергнуты. Самого автора обвиняли в "откровенной порнографии" и "чрезмерной извращенности": он осмелился представить на всеобщее обозрение то, о чем многие не решались даже заговорить. И лишь картина "Поцелуй" примирила на время тех и других, доказав, что одежда — всего лишь ширма. Ее, однако, оказалось достаточно, чтобы обмануть цензуру, налагающую табу на изображение любовных объятий и обнаженной натуры. О том, кого именно запечатлел мастер, до сих пор ходят легенды...
Согласно одной из них, моделью послужила некая красавица, лицо которой Климт увидел на миниатюрном портрете. Рассказывали, что однажды к художнику обратился граф (имя его осталось тайной) с просьбой изобразить его и возлюбленную в момент поцелуя. В качестве модели он принес художнику тот самый портрет, оправленный в изящный медальон. Рассказывали, будто лицо девушки поразило Густава своей неземной красотой, и он тут же принялся за работу. Когда полотно было завершено, восхищенный заказчик задал лишь один вопрос: почему уста влюбленных не встретились? "Но, граф, ожидание поцелуя, желание, томление, страсть — гораздо ярче передают атмосферу, которой пропитано пространство, не правда ли?" — сказал художник, и его ответ показался убедительным. Говорили, портрет так понравился девушке, что она тут же приняла предложение графа, и вскоре молодожены отправились в свадебное путешествие. Правда, позже Густав Климт будто бы признался другу в истинной причине. Оказалось, что во время сеансов он сам.,, влюбился в незнакомку, задумчиво глядящую на него с портрета. А мучительное ожидание поцелуя — маленькая месть тому, кто по праву занял его место...

Поцелуй Густава Климта

Вторая легенда убеждает: секрет невероятной популярности картины в том, что переданные чувства знакомы автору, ведь он запечатлел на ней себя и свою любимую Эмилию Флё Те. Критики писали: "Роковые рыжеволосые красавицы уступили место женщине покорной". И это особенно понравилось общественности. Хотя скандальность сюжета была сглажена благодаря одеждам, скрывающим фигуры, внимательный зритель не упустил случая заметить, что в "Поцелуе" "сексуальность светится сквозь облегающее платье", признав, однако: он "является самым откровенным символом примирения и объединения полов". Прием Климта оказался удачным: картина вызвала восторг и была куплена прежде, чем выставка 1908 года, на которой она экспонировалась, закрылась.
Как воспринял неожиданный триумф после многолетних баталий Густав Климт? Скорее всего, об этом узнали лишь самые близкие люди. Ведь личную жизнь, равно как и имена героинь своих романов, он тщательно скрывал. Возможно, эти увлечения были не только прихотью любвеобильного живописца, а бесконечным стремлением найти идеал женской красоты? Недаром он написал однажды: "Как объекты творчества дамы интересуют меня гораздо больше, чем мужчины". Достоверно известно лишь то, что до конца дней Климт тратил большую часть своего состояния на образование многочисленных незаконнорожденных детей. А верная Эмилия почти тридцать лет скромно довольствовалась ролью Музы гения. И он великодушно дарил ее лик вечности: в образе сладострастных див, легендарных цариц, мифических нимф, не давая ни малейшего повода надеяться на большее. Почему? Вероятно, таков удел настоящей Музы — быть вечно желанной и недосягаемой. Сам Климт предпочел обойти эту деликатную тему, оставив на память любопытным потомкам лишь одну короткую фразу:
"Я не очень хорошо говорю и пишу, особенно если мне нужно сказать что-то о себе или о своих работах. Поэтому, если кто-нибудь хочет узнать обо мне как о художнике и о человеке, достойном считаться личностью, то он должен внимательнее всмотреться в мои картины и попробовать через них понять меня и мои мысли". Что же, последуем его совету.

Если понравилось - жми +1

Нравится

Если вам понравилась эта игра, или статья, то поделитесь ссылкой с друзьями. Нажмите на социальную закладку того сервиса, в котором вы бываете:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3663 просмотра
← Письмо от Деда Мороза Письмо от Деда Мороза →

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад